Минское
метро.Взгляд со стороны.
Более верно было бы назвать эту статью, как "взгляд регулярного
и внимательного пассажира московского метро на минскую подземку",
правда за полгода своего существования статья получила несколько негативных
откликов в гостевой со стороны минчан.Поэтому привожу следующий комментарий:
я не задавался целью чернить или ругать минский метрополитен (он мне,
как и сам Минск очень понравился), просто в меру своих способностей
изложил запомнившиеся мне моменты посещения метро. Если читатель найдёт
какие-то неточности в тексте или просто не согласен с мнением автора,
то он может написать в гостевую
или лично мне.
Данил
Кудрявцев.
___ Думаю, большинство приезжих попадают в Минск по железной
дороге, их встречает новенькое здание вокзала, с обилием стекла снаружи
и эскалаторов внутри. Но попасть в метро напрямую из вокзала нельзя,
нужно пройти метров 100 по Привокзальной площади. Вот и я, приехав
рано утром и обменяв российские рубли на местную разновидность, направился
к переходу с красной буковкой "м". Чувства переполняли меня,
когда я спускался по неширокому переходу, предвкушение чего-то нового,
необычного, хотя я уже был в минском метро, но мне тогда было лет 7
или 8.
___ Прежде всего, я заметил запах, он был ещё в переходе. Запах
технический или строительный, совсем непохож на московский. В Москве
я его услышал потом только однажды при входе на Нагорную, которую
строили в одно время с первой очередью минской подземки, Нагорная
- станция пустая, с маленьким пассажиропотоком, вот поэтому, может быть,
запах и не затерялся там.
___ Для входа в минское метро используются пластиковые жетончики или
магнитные карты (для продвинутых пользователей). Я купил горсть жетонов
за смешные деньги (тогда рубль двадцать в российских за штуку, но 2002
году тариф подняли аж в два раза). И вот я спускаюсь по лестнице на
станцию Площадь независимости, тут и наступило первое разочарование.
Пропорции станции далеки от московских, станция очень короткая, маленькая,
как игрушечная. Ещё больше разочаровал меня поезд, который вынырнул
из туннеля: я знал, что вагонов не восемь и видел фотографии, но как
несерьёзно смотрится "вживую" составчик из четырех вагонов.
___ После увиденного понимаешь, чем захватывает московское метро - мощью.
Огромные поезда с огромной скоростью и страшным грохотом влетают на
длинющие московские платформы, а в Минске, т.к. платформы коротенькие,
поезд тормозит до начала станции и неспешно появляется на ней.
___ В поездах минского метро тесно, в крайних вагонах народу больше,
чем в средних. Теснота, на мой взгляд, обусловлена достаточно большими
(4 минуты не в часы-пик) интервалами между поездами. В таких плотных
условиях пассажиры изучают настенную рекламу, которой расклеено не меньше
чем в Москве, причём самоклеющихся плакатов я не помню, большей
частью - это цветная полиграфия на клее в некоторых местах (как объявления
на столбах). Моё внимание привлекли по-советски сделанные маленькие
плакатики, предупреждающие минчан об угрозе со стороны карманных воров.
Напоминают они советскую антиалкогольную агитацию - на листке синей
краской напечатан рисунок, изображающий момент преступления: негодяй
в кепке вытаскивает кошелёк у дамочки, одетой по моде 80-ых. Сама идея
такой пропаганды мне понравилась, т.к. в Москве часто становлюсь
свидетелем, как цыганки в момент посадки в поезд обчищают женские сумочки,
но исполнение больно кондовое, в Минске, вообще, мне казалось,
что я в СССР конца 80-х. Про поезда стоит заметить ещё, что они
весьма затёртые (в прямом смысле): окна все поцарапаны, что они стали
полупрозрачные, и остальная отделка салона имеет заношенный вид.
___ Я за день объехал все станции метрополитена, на каждой выходил,
смотрел, часто поднимался на поверхность.
___Станции первой очереди оставляют кремо-коричневое впечатление. Просто
при их отделке использовали мрамор таких тонов (станции Площадь независимости,
Площадь победы), запомнились мне стация Площадь Якуба Коласа
(похожа чем-то на Новогиреевскую в Москве) и станция Московская
- очень приятно видеть очертания университета на стенах минского
метро.
___Многим минским станциям явно не хватает света, в тусклом освещении
они не похожи на московские дворцы. Дело, видимо, в экономии, Белоруссия
- не самое богатое государство на постсоветском пространстве. Ну а самая,
на мой взгляд, тёмная станция - Молодёжная, если вспомнить известную
поговорку, можно сказать, что рожи там почти не видно!
___ Вторую, Автозаводскую линию можно разделить на два участка:
советской проектировки - Пушкинская - Тракторный завод и "незалежные"
творения белорусских строителей - Партизанская, Автозаводская
и Могилевская. Последние выделяются из всего, что я видел (думаю
и Могилёвская тоже, когда я был в Минске, её ещё не открыли).
Пространство зала станции Автозаводской разделено очень необычно,
ещё запомнилось обилие покрашенного металла и пластика в её облицовке.
___ Станция Немига ,имеет балконы с торцов и, соответственно,
весьма высокие потолки, весьма симпатичная станция. Я сперва проехал
её, не поднимаясь на поверхность, и не помнил, что в подземном переходе
этой станции погибло при давке пятьдесят человек. Затем, гуляя по городу,
я вышел к тому самому подземному переходу, и, ничего не подозревая,
пошел в метро. Переход, как и везде в Минске, очень узкий и маленький,
на стенах огромное количество фотографий, горят свечи, лежат цветы.
Очень страшное место.
___Национальный колорит минской подземки проявляется в названиях, указателях
и голосовых объявлениях на белорусском языке. На станциях названия вдоль
стены русские и белорусские через одно (причем, с советских времён висят
старые названия), а вот правила пользования метрополитеном и голосовые
объявления в вагонах исключительно на белорусской мове. Помню, перед
поездкой я выучил русскоязычную версию схемы метрополитена, языки наши
похожи, и я всегда понимал, какую станцию мне объявляет диктор, а тут
я слышу: "асцярожна, дзверы зачыняюцца, наступная станцыя "Кастрычнiцкая"
!"
___Точно помню - не было такой на моей схеме, весь перегон я лихорадочно
пытался представить приличный перевод Кастрычнiцкой
на русский
язык, а по прибытии оказалось, что это станция Октябрьская.
___Ещё зеркала на минских станциях, в которые смотрит машинист при посадке,
гораздо меньше, а главное ниже московских аналогов, и в них очень удобно
разглядывать собственную красоту.
___ Так что поезжайте все в Минск - очень красивый город, с полноценным
и загруженным метрополитеном!
|
|