"Главная линия "

Геннадий Анисимов. "Известия/город" /26.05.03/

На майские праздники в Москве открылась 165-я станция метро - "Парк Победы". Это первая "премьера" в столичной подземке в этом году, но не единственная. В декабре должен заработать целый участок Бутовского "легкого" метро -пять станций новой ветки. В ближайшие семь лет, до 2010 года, в столице должно появиться не меньше тридцати новых станций. Развитие метрополитена является приоритетом в деятельности городских властей.


станция Воробьевы Горы, фото С. Каптилкина

Сейчас, по данным НИиПИ Генплана Москвы, примерно пятая часть горожан (1,8 млн. человек) живут вдалеке от станций метро и вынуждены добираться к узловым и конечным станциям наземным транспортом. По поверхности - значит, по дорогам, вместе с автомобилями, пробками и нервотрепкой от возможного опоздания на работу. Необязательно знать точно, что означает слово "пассажиропоток", или помнить площадь, занимаемую вертикально стоящим телом среднестатистического горожанина, чтобы понять, что Москве не хватает не только автомобильных дорог, но и метро.

В столице сейчас чуть больше 270 км линий метро. За год по каждому километру метро у нас проезжает больше 12 млн. пассажиров. В Париже - 350 км метрополитена, соответственно 3,9 млн. пассажиров на 1 км, в Лондоне - 456 км (чуть больше 2 млн. на 1 км). От этого наше метро работает с огромными перегрузками. Подсчитано: на некоторых линиях в утренние часы пик на квадратном метре пола вагона метро каким-то образом умещаются 7-8 человек. Нормой же считается 4,5 человека на метр. При этом транспортники рассчитали, что даже при увеличении городского парка автомобилей до 350 штук на тысячу горожан 80% передвижений по городу все равно будет происходить в общественном транспорте.

При отсутствии достаточных бюджетных средств город учится выходить из положения с меньшими затратами. С пуском в конце года первой очереди Бутовской ветки (от бульвара Дмитрия Донского до Бунинской аллеи) у Московского метрополитена появится новая разновидность. Альтернативой традиционной подземке, сооружение километра которой обходится от 40 до 70 млн долларов, становятся надземные "легкие" линии, пусть и перевозящие вдвое меньше пассажиров, но стоимостью всего по 20-25 млн. за километр дороги. Результатом такого "облегчения" в 2005 году станет вторая наземная ветка - от "Юго-Западной" в Солнцево через Олимпийскую деревню.

- "Легкое" метро решит транспортные проблемы тех районов города, откуда не нужно вывозить большое количество людей, - поясняет начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев. - Чаще всего это периферия. Но в Митине и Жулебине тоже одно время предлагали ввести "легкое" метро. После детальных расчетов стало понятно: "легкое" метро там просто не справится. А вот новые "легкие" вагоны подходят для любого вида метро. Ими мы со временем собираемся заменить подвижной состав на Филевской ветке. Она тоже в основном проходит по поверхности и в будущем превратится в классическую линию "легкого" метро. Система обогрева и принудительной вентиляции новых вагонов придется там очень кстати.

Еще одна относительно недорогая в строительстве разновидность метрополитена - мини-метро. В составе будут 4-6 вагонов, как у "легкого" метро. Пока намечено достроить в следующем году единственную линию мини-метро от "Александровского сада" до "Москва-Сити". Следующей же линией традиционного метро станет Митинско-Строгинская линия. Начинаться она будет от запущенного на майские праздники "Парка Победы". Первым этапом строительства линии станет сооружение участка от "Парка Победы" до станции "Кунцевская" Филевской линии. На нем будет построено две станции. "Минская" (сразу за пересечением Кутузовского проспекта с Минской улицей) будет глубокого заложения, а следующую - "Славянский бульвар" - построят открытым способом. Продолжится новая ветка от станции "Крылатское" на три перегона в сторону Строгино и Митино. По словам Дмитрия Гаева, этот участок до Строгина может заработать в 2005-2006 годах. К Митину голубые вагоны доберутся к 2009 году или, возможно, годом раньше. Причем Филевскую ветку "оборвут" на станции "Пионерская".

Размораживают строительство и другой новой ветки - северного продолжения Люблинской линии. В 2005-2006 годах поезда пойдут от "Чкаловской" до "Сретенского бульвара" (пересадка на "Тургеневскую" и "Чистые пуды") и "Трубной площади" (пересадка на "Цветной бульвар"). К 2010 году метро обещают прокопать до Марьиной рощи, а на Кольцевой линии построят пересадочную станцию "Достоевская" - "Суворовская".

К тому же к 2008 году Люблинская ветка продлится и с другой стороны - от "Марьино" перейдет через Москву-реку и соединится через две станции с Замоскворецкой линией на "Красногвардейской". Одновременно "зеленую" ветку доведут до Братеева. Еще две линии продлятся на одну станцию к 2010 году. Калининскую "дотянут" в "Новокосино". Продлением Таганско-Краснопресненской до Жулебина надеются не только привести основной общественный транспорт города к домам жителей района, но и развязать перегруженный транспортный узел у станции "Выхино". К тому же у многих станций столичного метрополитена не хватает выходов. Особенно этим грешит Арбатско-Покровская ветка. Единственными выходами располагают "Семеновская", "Электрозаводская", "Бауманская" и "Киевская". На Кольцевой - "Комсомольская", "Павелецкая", "Парк культуры". Один путь на поверхность сейчас и у станции "Арбатская" Филевской ветки. Больше всех пока повезло "Маяковской" - у нее уже в будущем году появится второй выход. Об улучшении положения других одиноких станций пока не слышно, хотя тем же "Комсомольской" и "Киевской", по мнению специалистов, для работы без перегрузки не хватает даже по два выхода.

Конечно, у метрополитена есть и более далекие планы: например, строительство ветки традиционного метро в сторону Солнцева до Олимпийской деревни. Должна получить продолжение и Люблинская ветка через Лихоборы до Дегунина, а "зеленая" - ветка удлинится на одну станцию на севере - до улицы Дыбенко. Но есть и вполне реальная перспектива запуска электричек по малому кольцу МЖД. О продолжении работы над проектом, который давно продвигается городскими властями, недавно договорились мэр Москвы Юрий Лужков и министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Устройство системы городских электричек будут стоить дорого - около миллиарда долларов. Но зато у столицы может сразу появиться 54-километровая трасса нового городского транспорта, полностью интегрированного с системой метрополитена. Практически еще одна кольцевая линия.

Геннадий АНИСИМОВ


Hosted by uCoz