__Последнее
время в прессе регулярно говорят о перестройке малой Московской Окружной
Железной Дороги и открытия по ней пассажирского движения.Эта статья
о истории и проектах развития МОЖД.
__В
целом МОЖД - не только памятник истории и культуры, но и уникальный
архитектурный ансамбль в стиле русского модерна. Большинство станций
и сооружений возводилось по типовым проектам (исключение - Лихоборы
и Воробьевы горы) - в красном кирпиче с белыми деталями и
черепичными крышами. Они были оборудованы специально изготовленной мебелью
из дуба, электрическими часами фирмы "Павел Буре". Освещались
станции распыленным газом по системе инженера Кржеминского.
__И
вот МОЖД вновь в центре внимания -теперь уже не как грузовая,
а как пассажирская магистраль. За прошедшее столетие почти в десять
раз выросла численность населения столицы, непомерно увеличилась территория
города. В настоящее время трасса МОЖД проходит уже в срединной,
частично центральной зоне Москвы, на расстоянии двух-трех километров
от Садового кольца. В непосредственной близости к дороге расположены
13 станций метрополитена (ранее МОЖД не дублировалась дорожно-уличной
сетью). В XX веке в транспортной инфраструктуре Москвы большое
развитие получили связывающие центр с новыми районами радиальные направления
значительной удаленности от кольцевой линии метрополитена. В результате
город стал ощущать недостаток в кольцевых магистральных связях, идущих
в обход центра.
__Еще
в 1969 году намечалась, но не была осуществлено реконструкция
МОЖД с переводом ее на пассажирское движение. Сегодня проект создания
интенсивного пассажирского движения на месте МОЖД - типа открытого
метрополитена с дополнительным устройством 20 новых станций -сможет
решить создавшуюся сложную проблему пассажирских потоков. Раньше железная
дорога проходила по зеленой территории, а теперь она оказалась в плотной
городской застройке. Но большинство зданий МОЖД хорошо сохранилось
(наибольший интерес с точки зрения архитектуры представляют станции
Лихоборы, Лефортово и Воробьевы горы). Концепция превращения
Московской Окружной в линию открытого метрополитена и технико-экономическое
обоснование к ней были разработаны мастерской № 19 Моспроекта-2
совместно с НИиПИ Генплана и Мосгипротрансом. Была проведена
систематизация всех видов станций и разработано единое решение для каждой
системы. Размещение 20 новых станций намечено в местах расположения
станций метрополитена и возле торговых центров у Третьего автомобильного
кольца, проходящего вдоль трассы МОЖД. Проект мастерской №
19 предусматривает консервацию всех старых объектов МОЖД и
замену их ультрасовременными по форме и конструктивному решению. Как
известно, памятники архитектуры сохраняются, лишь выполняя свое прямое
назначение. За прошедшее столетие Москва лишилась множества замечательных
шедевров культовой и гражданской архитектуры. И вот мы снова стоим перед
фактом уничтожения исторического ансамбля русского модерна. Может, все
же следует задуматься хотя бы о его частичном сохранении?
__По проекту мастерской N 19 входной вестибюль на новую станцию
располагается под землей в насыпи. Высота подъема пассажиров - 9
метров, а объем подземной части равен 3800 м3.Такое решение значительно
удорожает стоимость строительства и эксплуатации (постоянное энергообеспечение
и принудительная вентиляция). По нашему предложению при реконструкции
старого здания вокзала высота подъема пассажиров снижается до 4-5
метров, подземная часть - всего 500 м3. Но самое главное - сохраняется
исторический облик этого района Москвы. Архитектура нового ансамбля
не будет подавлять находящийся поблизости Новодевичий монастырь.
Центром композиции нашего комплекса служит здание старого вокзала. В
архитектурное решение платформ, запроектированных в современных большепролетных
пространственных металлических конструкциях, введена тема арок. На ней
построено решение ограждающих стен, соответствующее стилю памятника
архитектуры, - с кирпичными вставками и металлическими решетками растительного
орнамента. Чередование глухих и остекленных плоскостей напоминает зубцы
монастырской стены. На первом этаже находятся помещения, непосредственно
связанные с движением пассажирских потоков: входной вестибюль с кассовым
залом, администрация, охрана, объекты торговли. На втором этаже -кафе-ресторан,
к которому в летнее время добавляется открытая территория моста. Цокольный
этаж занят техническими и служебными помещениями. Поскольку платформы
расположены на насыпи, к ним ведут эскалаторы и лестницы. Для инвалидов
предусмотрены лифты и пандусы на прилегающей территории. К дальним путям
ведет подземный переход. В горизонтальную композицию ансамбля ' (длина
платформ порядка 180 метров) введено вертикаль - обзорная башня
с часами, с которой открывается вид на Новодевичий монастырь
и Лужники. Она же является и своеобразным маяком для людей, которые
идут от станции метро "Спортивная". В заключение хочется еще раз сказать,
что бережное отношение к историческому наследию Москвы должно
стать нормой для архитекторов. Рассмотренный нами проект, который вдохнет
новую жизнь в сооружения начала прошлого века, выполнен с учетом именно
такой задачи. текст
и фотографии взяты из журнала "Архитектура
и строительство Москвы" |